Какими будут школьные библиотеки нового поколения?
3 декабря состоялся Шестой Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения». В его работе принял участие генеральный директор РГБ Вадим Дуда. Главной темой форума стало обсуждение места и роли школьных библиотек в системе образования в условиях реализации Стратегии развития библиотечного дела Российской Федерации.
Участники встречи обсудили механизмы межотраслевого и межведомственного взаимодействия и координации действий по включению школьных библиотек в повестку развития библиотечного дела России.
13 марта 2021 года в Российской Федерации распоряжением правительства была утверждена Стратегия развития библиотечного дела на период до 2030 года. Её цель — создание условий для устойчивого развития библиотечной сети страны, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, их приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также права на творческую самореализацию.
Среди ключевых целей и задач Стратегии в явном виде не прописано, какие изменения должны произойти со школьными библиотеками, поэтому так важно уточнить роль и место школьных библиотек в системе образования, в том числе с учётом положений национальных проектов «Образование» и «Культура», Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, Стратегии цифровой трансформации образования и других условий.
В рамках форума прошла панельная сессия «Школьные библиотеки в стратегии библиотечного дела». В её работе приняли участие заместитель директора департамента региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры России Лидия Федякина, и. о. директора департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Максим Костенко, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев, заведующая региональным информационно-методическим центром Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Елена Качева, руководители и сотрудники библиотек страны.
В России более тридцати восьми тысяч школьных библиотек. В них работает около сорока тысяч человек. Проблемы у всех библиотек схожи — и решению их может помочь реализация стратегии развития библиотечного дела.
От имени Российской академии образования участников форума поприветствовал академик-секретарь отделения образования и культуры РАО Николай Гарбовский. Модератор встречи Дмитрий Иванченко зачитал приветствие Агентства стратегических инициатив.
О том, как реализуется национальный проект «Культура» в части создания модельных библиотек, рассказала заместитель директора департамента региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры России. Лидия Федякина особо отметила количестве уже модернизированных библиотек: за три года реализации проекта их уже 611. Успешный опыт работы по модернизации публичных библиотек, считает Лидия Федякина, можно распространить и на школьные библиотеки: «Нам нужно сделать проект по модернизации школьных библиотек — и включить его в Стратегию как один из важных проектов».
Генеральный директор РГБ рассказал об основных направлениях реализации Стратегии развития библиотечного дела, особо остановившись на основных для школьных библиотек аспектах — обновлении фонда и профессиональной переподготовке кадров. Эти проблемы — ключевые для всех библиотек страны.
Будущее — не за узкими компетенциями. Будущее нашей страны зависит от интеллектуального капитала, а интеллектуальный капитал невозможен без умения читать — последовательно, вдумчиво, глубоко; без умения понимать, а главное — без умения критически мыслить.
Вадим Дуда
Особо Вадим Дуда отметил удобное и важное для школьников мобильное приложение «НЭБ Свет», содержащее более 1500 выверенных и вычитанных текстов лучших образцов литературы, из которых 87 — специально приобретённые новейшие научно-популярные книги известных авторов.
Директор Ленинки предложил провести мониторинг фондов школьных библиотек страны, чтобы иметь полную картину их состояния, составить перспективный профиль комплектования и обсудить создание межведомственного совета, чтобы школьные библиотеки были достойно представлены в Стратегии.
В обсуждение вступили сотрудники школьных библиотек России:
Дети просят современные книги и именно в бумажном варианте, а не в электронном. На мой вопрос: „Почему?“ очень часто слышу ответ: „Живая книга интереснее, есть иллюстрации, можно пофантазировать“.
Обновление фонда библиотек — важная задача на современном этапе!
Справочный фонд должен быть в виде мобильных приложений или электронных баз данных.
У меня за перемену по 20—25 человек. И дети очень скучают, если я закрыла библиотеку, уехав по делам библиотеки!
В завершение форума прошёл финал конкурса «Лучшие практики продвижения чтения с помощью цифрового продукта „НЭБ Свет“», организованного РГБ совместно с Лабораторией медиатехнологий в образовании НИУ «Высшая школа экономики» при методической поддержке Информационного центра «Библиотека имени К. Д. Ушинского» Российской академии образования.